В окрестностях Апшеронска стартовала единственная российская серия по «подъему на холм»
По материалам auto-sport.ru
24 марта в окрестностях Апшеронска стартовала уникальная для нашей страны гоночная серия — открытый чемпионат Краснодарского края по горным гонкам. Весьма популярные в Европе, в России подобные соревнования проводятся только в двух регионах — в городке Слюдянка, что на побережье Байкала, и в предгорьях Северного Кавказа. Но если на западе гоняют только по асфальту, то в в нашей стране организаторы горных гонок не чуждаются и гравийного покрытия. Ведь в то время, как в Европе костяк участников «подъема на холм» — это пилоты на гоночных «формулах», то в России — обладатели раллийных и кроссовых машин.
![]() |
В отличие от ралли, на горных гонках пилоты соревнуются без помощи штурмана. На снимке — победитель первого этапа ОЧКК, Петр Чепель |
Что же такое горные гонки по-российски? Это участок дороги длиной не более пяти километров, как минимум, 80 процентов дистанции которого идет на подъем с уклоном не ниже 5 %. Все мероприятие легко укладывается в один день: после ознакомления с трассой пилотам дается две квалификационных и три зачетных попытки. Победителем гонки объявляется обладатель суммы двух лучших времен в основных заездах — то есть, у каждого участника есть право на одну ошибку.
![]() |
Мурат Герюгов начинал свой путь в «подъемах на холм» с любительского зачета. А теперь, оседлав раллийную Хонду, краснодарец едва не победил в двухлитровом классе! |
Наша южная «горная» серия появилась на свет два года тому назад, когда за возрождение этой гоночной дисциплины взялся известный в прошлом туапсинский раллист Валерий Трапезников. Начав всего с одной гравийной трассы близ Туапсе, организаторы постепенно расширяли географию «подъемов на холм» — в минувшем сезоне в программе турнира впервые появился асфальт, а нынче устроители открытого чемпионата Краснодарского края планируют уже пять этапов на пяти разных дорожках!
![]() |
Гонщики на вазовской «классике», которые соревнуются в рамках 1400-кубового зачета, всегда становится любимцами публики. На снимке — Леонид Робилко из Тимашевска |
Первый из них состоялся на хорошо известном раллийном спецучастке Красная горка, где спортсменам предстояло преодолеть 3,9-километровый гравийный подъем. Быстрее всех в дебюте серии оказался Петр Чепель на Subaru, сумевший дважды промчать по трассе со средней скоростью 92 км/ч. Краснодарский раллист на пять с лишним секунд опередил серебряного призера гонки, туапсинца Сергея Пиджакова на седане Mitsubishi Lancer Evo VI. А вот третье место в общем зачете, несмотря на наличие в стартовой ведомости еще двух «полноприводников», завоевал обладатель скромного хэтбчека Citroen Saxo VTS, Владимир Харченко. Одновременно молодой краснодарец выиграл и в 1600-кубовом зачете, намного опередив победителей других классов — «двухлитрового» туапсинца Максима Тоскина на ВАЗ-2112, и Леонида Чернова из Горячего Ключа на купе ВАЗ-21123, который стал сильнейшим среди владельцев 1400-кубовой техники.
![]() |
Владимир Харченко: бронза и золото в одном «флаконе» |
Помимо пилотов на спортивных автомобилях, в горных гонках на юге России могут попробовать свои силы и любители на «серийных» машинах — они едут в зачете Кубка Стандарт, где главное не чистая скорость, а строгое выполнение заданного организаторами временного норматива. На Красной горке лучше всех с этой задачей справился туапсинец Владимир Бытин на Ладе-Приоре.
Впереди у участников серии — еще четыре старта в Сочи, Адыгее и на двух трассах в окрестностях Туапсе.