Главная страница |   Словарь финансовых терминов |   Услуги банков |   Законодательные акты |   Экономическая литература |   Публикации и статьи
   Про кредиты

Чем грозит просрочка платежа по кредиту?

Берем созаемщика по кредиту

Как избежать проблем при погашении кредита

Как получить кредит без подтверждения дохода

Ответственность поручителя по кредиту

Отличия потребительского кредита и кредитной карты

Мошенничества при получении кредита

Как пользоваться кредитной картой


   Про автокредиты

Новый вид автокредита – «без документов»

Автокредит: особенности погашения

Автокредит по программе BuyBack


   Про биржи

Биржи и принципы биржевой торговли

Основные виды биржевых операций

Работа лондонской биржи металлов

Фондовые биржи

Только сегодня тут можно дешево заказать люстры ЛЕД.

Международный долгосрочный кредит


Для стимулирования экспорта товаров и услуг используются не только краткосрочные, но и долгосрочные кредиты, предоставляемые капиталистами и правительствами империалистических стран непосредственно или через банки и международные валютно-кредитные организации. В соответствии с этим международный долгосрочный кредит подразделяется на: 1) частный, предоставляемый частными фирмами и банками; 2) государственный и 3) смешанный, в котором участвуют частные предприятия и государственные органы.
Правительственные кредиты используются обычно как средство подчинения других стран и создания оптимальных условий для экспансии национальных монополий. Это особенно характерно для США, которые стали после второй мировой войны наиболее крупным мировым эксплуататором и почти монопольным международным кредитором.
Правящие круги США стремились использовать свои кредиты для установления мирового господства американского империализма. За первые пять послевоенных лет (1946—1950 гг.) правительственные кредиты и «помощь» США (включая поставки по «плану Маршалла») другим странам составили 30,2 млрд. долл. Самым большим был кредит, предоставленный США Англии в 1945 г. на сумму 3,75 млрд. долл. с выплатой процентов в течение 50 лет, начиная с 1951 г. Почти вся сумма займа была «возвращена» США в 1946—1948 гг., так как была истрачена в основном на импорт американских товаров. Кроме того, условия этого кредита дали возможность американскому капиталу проникнуть в страны стерлинговой зоны. За 1945—1971 гг. общая сумма правительственных кредитов США превысила 25 млрд. долл. Эти кредиты обеспечивают благоприятные условия для экспорта товаров и капиталов американских монополий.
Мировой рынок капиталов. Объективной основой его развития является противоречие между интернационализацией хозяйственных связей и ограниченными возможностями национальных рынков ссудных капиталов. Последние, как правило, малодоступны для иностранных заемщиков, дороги, ограничены в размерах и выборе валют, подвергаются государственной регламентации. Между тем тенденция к хозяйственному сближению, империалистическая интеграция, развитие многонациональных компаний усиливают потребность в интернационализации рынка капиталов.
Мировой рынок капиталов — система рыночных отношений, обеспечивающих аккумуляцию и перераспределение ссудного капитала между странами в целях расширения базы, капиталистической эксплуатации.
Развитие мирового рынка капиталов зависит от наличия долгосрочных источников ссудного капитала, степени устойчивости платежных балансов и валют, либерализации законодательства, разрешающего допуск иностранных заемщиков на национальный рынок ссудных капиталов и иностранных ценных бумаг к котировке на национальной фондовой бирже. Отсутствие этих условий в Западной Европе после второй мировой войны явилось причиной разобщенности национальных рынков капиталов и уменьшения масштабов их международных функций. На протяжении почти 30 лет (с 20-х годов) мировой рынок капиталов был парализован и возродился лишь на рубеже 60-х — 70-х годов. Этому способствовали восстановление экономики, государственно-монополистические мероприятия, которые создали условия для проникновения на иностранные рынки, и заинтересованность национальных инвесторов в приобретении иностранных ценных бумаг. Международный рынок капиталов состоит из двух частей: 1) национальных рынков ссудных капиталов и 2) рынка евровалют и еврозаймов. Ссудный капитал при выходе на мировую арену теряет национальный характер, показывая свою космополитическую природу. Степень участия национальных рынков капитала в международных операциях определяется в значительной мере положением страны в мировой капиталистической системе хозяйства, историческими традициями. Неравномерность развития капитализма усиливает соперничество национальных рынков капиталов.
До первой мировой войны ведущим центром международного кредита был Лондон. Это было обусловлено высоким уровнем развития капитализма в Англии, широкими торговыми связями с другими странами, устойчивостью фунта стерлингов, развитой кредитной системой. После первой и особенно второй мировых войн центр переместился в Нью-Йорк, хотя лондонский рынок продолжает играть важную роль в международных кредитных операциях в силу исторической традиции и обширных банковских связей. Ныне страны ЕЭС стремятся создать свой единый рынок капиталов. Но интеграция рынка капиталов отстает от интеграции в области промышленности, сельского хозяйства, внешней торговли. Общий рынок капиталов в ЕЭС в настоящее время представляет собой конгломерат национальных рынков, где условия конкуренции регламентируются национальным законодательством.
С 60-х годов появилась новая разновидность международного долгосрочного кредита — еврозаймы, т. е. облигационные займы, выпускаемые в евровалютах и котирующиеся в Западной Европе и Японии. Вначале еврозаймы выпускались преимущественно в долларах США. В связи с кризисом американской валюты доля евродолларовых займов уменьшилась с 75% (и даже 95% в отдельные годы) до 24% евроэмиссий. В начале 70-х годов большим спросом стали пользоваться еврооблигации в марках ФРГ и швейцарских франках. Еврозаймы доступны лишь для первоклассных заемщиков, и поэтому они способствуют усилению финансовой мощи национальных и многонациональных монополий. Кризис международной валютной системы, недоверие к доллару, отсутствие централизованного контроля за рынком еврозаймов ведут к резким колебаниям объема его операций.
Государственно-монополистический капитализм в сфере международного кредита. Сращивание монополий с государством ведет к существенным изменениям в сфере международного кредита, Буржуазное государство стало активным участником международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора, гаранта и должника. Растет доля кредитов, субсидируемых из государственного бюджета и специальных фондов. Часто предоставляются смешанные кредиты с участием государственных и частных капиталов.
Монополии возложили на государство функцию страхования международного кредита. Экономическая и политическая неустойчивость, валютный кризис и растущая международная конкуренция вынуждают государство брать на себя риск по внешнеторговым кредитам не только экономического характера (задержка платежа, неплатежеспособность), но и политического (революция, национализация). Часто правительственные гарантии заменяют государственные международные кредиты.
Гарантии по фирменным и банковским кредитам предоставляют специально созданные государственные или полугосударственные организации («КОФАСЕ» во Франции, «Гермес» в ФРГ) или частные («Тройарбайт» в ФРГ), Они действуют от имени и за счет правительства в рамках лимита государственных гарантий по экспортным кредитам, утверждаемым при принятии госбюджета. Фирмы и банки платят за гарантии определенный процент (от 0,1 до 2% и более), который они перекладывают на получателей кредита, удорожая его стоимость. При несостоятельности должников или при непогашении кредита в срок страховые организации возмещают кредиторам определенные суммы. Тем самым убытки монополий, связанные с завоеванием внешних рынков, перекладываются на государственный бюджет, т. е. покрываются за счет налогов, взимаемых с широких масс населения, и высоких страховых премий, перелагаемых на страны-заемщики. Для поощрения экспансии монополий на внешних рынках в ряде стран созданы экспортно-импортные банки, которые принадлежат государству или пользуются его поддержкой. Например, в США Экспортно-импортный банк учрежден в 1934 г., в Японии— в 1951 г., во Франции в 1919 г. был создан Французский банк для внешней торговли (носит это название с 1946 г.), в ФРГ — «Аусфуркредит» в 1952 г. Эти банки предоставляют кредиты и гарантии, содействующие развитию национальной внешней торговли. В США такую функцию выполняет Ассоциация страхования экспортных кредитов — самостоятельно до 150 тыс. долл. по коммерческим рискам и совместно с Экспортно-импортным банком сверх указанной суммы. Экспортно-импортный банк, играющий важную роль в экспансии американских монополий, берет на себя полную ответственность за возмещение ущерба в связи с политическим риском.
В 1975 г. были изменены условия кредитов и гарантий Экспортно-импортного банка США с целью повышения конкурентоспособности американских экспортеров. Величина экспортных кредитов банка увеличена с 30—45% суммы экспортной сделки до 30—55%, предельный размер гарантий по экспортным сделкам— с 85 до 90%. Размер процентной ставки повышен с 7—8,5 до 7—9%, стоимость гарантии установлена в 0,75—1,6%, комиссия — 0,125%.
Международный кредит является объектом государственно-монополистического регулирования, которое направлено на координацию порядка предоставления экспортных кредитов монополиям-экспортерам, а также на согласование размера «помощи» в условиях огромной внешней задолженности молодых государств.
Первой попыткой унифицировать правила экспортных кредитов явилось создание в 1934 г. Бернского союза страхователей международного кредита, объединяющего 29 страховых компаний из 23 стран. Целью союза является обмен информацией о практике гарантирования экспортных кредитов. В результате его деятельности достигнута некоторая унификация минимального покрытия кредитов, обеспеченных товарами. Участники конвенции Бернского союза договорились не превышать определенный срок кредитов (в 1960 г. — 5 лет; в 1974 г. — 8,5 года) при экспорте в промышленно развитые страны и информировать о случаях на« рушения этого соглашения. Но это требование не всегда соблюдается. Регламентация международного кредита осуществляется также в рамках ОЭСР, которая стремится разработать единую по-литику в области финансирования и страхования экспортных кредитов. В 1972 г. 17 капиталистических стран подписали международное соглашение о регулировании условий экспортных кредитов, которые активно используются как орудие торговой войны. Для смягчения конкуренции в сфере экспортных кредитов, субсидируемых государством, был установлен средний уровень процента (7,5%) по этим кредитам.
В начале 1974 г. страны ЕЭС, США и Япония подписали соглашение о единой кредитной политике по отношению к социалистическим и развивающимся странам. Установлена минимальная ставка по экспортным кредитам (7,75—8% в 1976 г. при сроке кредита от 5 до 8,5 года) и максимальный срок ссуд — 8,5 года.
В странах «Общего рынка» практикуется система консультаций с целью согласования условий экспортных кредитов, вырабатываются единые принципы определения политических и коммерческих, в том числе валютных, рисков по среднесрочным и долгосрочным ссудам. Кроме того, предоставление экспортных кредитов координируется на двусторонней основе на уровне фирм и отраслевых объединений разных государств.
Однако регулирование международных кредитных отношений при господстве частной собственности не может выйти за рамки стихийных рыночных законов, которые определяют его границы и противоречия. Международный кредит — орудие империалистической экспансии и политики неоколониализма. Международный капиталистический кредит выполняет ряд функций: 1) стимулирует экспорт товаров и услуг; 2) создает благоприятные условия для частных иностранных инвестиций; 3) служит инструментом выкачивания прибыли в виде процентов из стран-должников; 4) способствует созданию и укреплению в этих странах выгодного для иностранных монополий экономического и политического режимов. Значение этих функций не равноценно и меняется по мере развития общего кризиса капитализма.
Целью международного кредита, вытекающей из основного экономического закона капитализма, является получение прибыли. Во время второй мировой войны международный кредит не играл существенной роли, так как финансирование поставок военных и других материалов из иностранных государств производилось в основном в формах, не связанных с предоставлением ссуд (например, ленд-лиз).
США оставались почти монопольным международным кредитором до середины 50-х годов. Кредиты использовались для подчинения других стран и установления мирового господства американского империализма. На современном этапе общего кризиса капитализма США перестали быть монополистами в сфере международного кредита, так как некоторые страны Западной Европы, особенно участницы «Общего рынка», превратились из должников в кредиторов. Межимпериалистические противоречия в этой области еще более обострились.
Интернационализация производства и обмена усиливает роль кредита как орудия империалистической экспансии и неоколониализма. Новые элементы в международный кредит вносят многонациональные монополии, которые борются за экономический передел мирового капиталистического рынка и господство над ним. Международный кредит — средство внешней экспансии монополий. Кредиты нередко выдаются на военные расходы, производство стратегических материалов. Империалистические державы, в первую очередь США, используют кредит для проведения агрессивной внешней политики. Подавляющая часть займов направляется в страны, связанные с военно-агрессивными блоками. Втягивание стран-заемщиков в военную орбиту империализма сопровождается экономическим подчинением стран-должников.
Монополии используют международный кредит для приобретения источников сырья, расширения рынков сбыта, сфер приложения капиталов и т. д. Обострение проблемы рынков способствует усилению его роли как орудия конкурентной борьбы с другими странами-экспортерами и промышленными монополиями стран-заемщиков. В условиях современного капитализма широко распространены «связанные кредиты», т. е. кредиты, предназначенные на оплату экспортных поставок из страны-кредитора. Об этом писал В. И. Ленин еще на заре империализма: «Самая обычная вещь: условием займа становится расходование части его на покупку продуктов кредитующей страны, особенно на предметы вооружения, на суда и т. д.». Нередко весь заем должен быть использован в кредитующей стране на закупки товаров по завышенным ценам. Например, кредиты Экспортно-импортного банка США предназначены только для покупки товаров у американских фирм. Этим путем международный кредит также увеличивает экономическую зависимость стран-заемщиков от монополий кредитующей страны, ведет к усилению политического влияния на них империалистических держав. Нередко международный кредит выступает как средство прямого ограбления займополучателей, так как наряду с выплатой процентов и комиссии существует множество скрытых элементов цены кредита.
Кредитная экспансия империалистических держав используется монополиями для борьбы с национально-освободительным движением, насаждения марионеточных режимов, экономического и политического давления на молодые государства. Кредиты обычно предоставляются на таких условиях, которые усиливают их экономическую и политическую зависимость от промышленно развитых стран. Таким образом, международный кредит выступает как орудие неоколониализма.
Снижение объема «помощи» капиталистических стран в отдельные годы усиливает роль кредита как средства давления на экономическую политику развивающихся стран. Государственный международный кредит подготавливает почву для иностранных частных инвестиций, так как выдача кредитов связывается с требованием предоставления льгот монополиям, осуществляющим капиталовложения в стране-заемщике.
Выдача международных кредитов часто сопровождается требованием предоставить фирмам стран-кредиторов концессии на разработку природных богатств стран-заемщиков. Монополии выдают своим дочерним компаниям в других странах фирменные кредиты сроком до 10—12 лет и даже 15 лет для приобретения оборудования, материалов, услуг. В целом при помощи международного кредита в 60—70-х годах осуществлялась примерно 1/4 экспорта товаров из промышленно развитых стран в развивающиеся государства, в том числе 2/3 экспорта машин и оборудования.
Международный кредит влияет на экономическую структуру стран-займополучателей. Он используется преимущественно для сохранения развивающихся стран как источников сырья и рынков сбыта готовой продукции. Так, в начале 70-х годов Экспортно-импортный банк США отказался кредитовать экспорт нефтяного оборудования для национальной промышленности молодых государств. Новым явлением стало получение займов для создания инфраструктуры, необходимой для функционирования в первую очередь иностранных предприятий. Такие кредиты способствуют укреплению позиций национальной буржуазии, связанной с международным капиталом.
Важное место в системе международного кредита занимают кредиты, предоставляемые промышленно развитыми странами с целью рефинансирования и консолидации огромной задолженности развивающихся стран, которая достигла в конце 1975 г. 160—170 млрд. долл. (против 10 млрд. долл. в 1955 г.), а ежегодные платежи по задолженности—15—16 млрд. долл. Расходы на погашение ранее полученных кредитов и на выплату процентов по ним создают напряжение в платежных балансах стран-должников, ухудшая их валютно-экономическое положение.
В целом международный капиталистический кредит, предоставляемый развивающимся странам, имеет неоколониалистский характер, способствует консервации их экономики в качестве аг-рарно-сырьевого комплекса; его главная цель — получение максимальной прибыли без учета нужд и проблем молодых государств. СССР и другие социалистические страны ведут активную борьбу за установление таких условий внешнего финансирования, которые отвечали бы насущным интересам развивающихся стран, помогали бы им в борьбе за экономическую самостоятельность.
Современной системе международного кредита капиталистических стран присущи две тенденции — сговор монополий и обострение противоречий империализма. Антагонизм в сфере международного кредита также разделяет промышленно развитые капиталистические и развивающиеся страны. По мере расширения сотрудничества двух систем — капитализма и социализма — между ними, особенно в 60—70-х годах, развиваются кредитные отношения, заключаются различные кредитные соглашения, в частности капиталистические банки предоставляют кредиты для экспорта оборудования в социалистические страны.
Империализм постепенно теряет свои позиции в сфере международного кредита, так как страны социализма все чаще стали выступать в качестве кредиторов на мировой арене. Кредитная помощь социалистических государств развивающимся странам — новый этап международного экономического сотрудничества.

Использованная литература: "Денежное обращение и кредит капиталистических стран". М., 1977
   Про ипотеку

Особенности социальной ипотеки

Способы погашения ипотечного кредита

Условия ипотечного кредитования

Причины отказа по ипотечному кредиту


   Про страхование

Страхование загородной недвижимости

Автокредит - экономим на страховке

Cтрахование автотранспорта

Основные ошибки при автостраховке

   Про инвестиции

Инвестиции и критерии оценки их эффективности

Инвестиции в драгоценные металлы

Покупка акций как вариант инвестирования

Облигации как объект инвестирования

Что выбрать - фондовый рынок или недвижимость?


© Копирование материалов данного сайта запрещено